учитель - дефектолог

Учитель - дефектолог  - специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и испытавающими трудности в обучении.

Если вам необходима консультация по данному вопросу, то Вы можете обратиться к нашему учителю-дефектологу 

Андряковой Екатерине Андреевне.

Режим работы: понедельник-пятница с 10.00 до 15.00 (кабинет № 16).​



Рекомендации для родителей

«Как провести время с ребенком весело и с пользой»

Здравствуйте уважаемые родители, каждый учебный день вашему ребенку в  школе дают домашние задание по предметам: русский язык, математика, чтение и другие. Большая загруженность разнообразными кружками и  дополнительными занятиями могут привести к перегрузке и высокому утомлению учащегося. На вопрос «а где же домашнее задание от учителя – дефектолога?», я хочу ответить, что домашнее задание задают учителя предметники для качественного изучения и закрепления  той или иной темы, моя же задача развивать познавательные процессы учащихся. В большинстве своем дети негативно относятся к выполнению домашнего задания, письменные задания выполняют с неохотой, а устные зачастую вообще не выполняют. Поэтому я не даю домашнее задание детям, но хочу дать его вам. 

«Домашнее задание для родителей на каждый день».

Как много времени вы можете уделить ребенку в течении дня? У каждого будет свой ответ на него. Но в целом, работающие родители не всегда могут уделить достаточно времени своему ребенку, домашние обязанности и вечная усталость, а если еще есть один маленький ребенок, то на школьника совсем не остается времени, он вроде как уже большой, да и ему больше интересен телефон. Но это совсем не так. С помощью телефона и компьютера дети ищут то внимание и общение, которого им недостает. Дети с недостаточным общением с родителями, могут быть менее приспособлены к общению в коллективе, агрессивны или наоборот зажаты, что ухудшает их адаптацию в обществе в целом. 

Так же чрезмерное «внимание», а точнее постоянный контроль пагубно скажется на развитии социализации ребенка, он может стать безынициативным и бесхарактерным, или в подростковом возрасте не прислушиваться к мнению старших и делать все наоборот, проявлять негативизм к школьным занятиям и трудовым действиям.

Как же найти эту золотую середину? Общайтесь со своим ребенком. Вы учите его не тому, как правильно, а тому, что и как делаете Вы. Вы его пример и кумир. Как он будет вести себя в будущем, зависит от вашего общения с ним. Есть много способов общения и взаимодействия. Я хочу предложить вам следующие направления:

Беседа. Разговор по душам. На любую интересующую его или вас тему. Если ребенок не хочет делиться с вами своими переживаниями, расскажите о своем детстве, чего вы боялись, и как преодолели страхи, с какими трудностями столкнулись в жизни, и что делать в таких ситуациях, чему вы радовались в детстве, и от чего вы будете счастливы сейчас. Расскажите, что значит любить, дружить, и спросите, как он понимает эти чувства. Это и многое другое, что поможет ребенку открыться вам. Благодаря разговорам, будет развиваться связная речь, а главное ваш ребенок будет знать, что он может вам рассказать  все, что у него на душе.

Игры. Настольные, словесные и активные игры. На сегодняшний день в продаже появилось много настольных игр интересных и взрослым, и детям. Они лучше всего развивают память, внимание, мышление, речь, а главное это приятное времяпрепровождение с семьей. От шахма, шашек, домино и карт, до монополий и разнообразных квестов. Словесные игры, по примеру игры в слова, в которой нужно назвать существительное на последнюю букву предыдущего слова, и «Я вижу…» где по описанию нужно отгадать предмет, помогут скрасить поездку, прогулку или даже приготовление ужина. Активные игры, как на природе, так и дома помогают раскрепоститься и снять мышечное напряжение.  Это такие игры как «Крокодил», прятки, догонялки, игры с мячом: «съедобное – не съедобное», «анжела», мини футбол и т.д.

Совместный быт. Овладение навыками бытового труда является неотъемлемой частью успешной социализации. Научиться вести домашнее хозяйство ребенок может только дома. Это совсем не означает, что он обязан выполнять все домашние обязанности один. Приготовление пищи или мытье посуды и пола, всему этому необходимо ребенка научить, показать как правильно, а как нет, и не один раз, а пока не научится. Воспитать любовь к порядку и чистоте, чтобы домашние дела были не наказанием, а приятным временем. Выполняя такие домашние дела как: приготовление пищи, уборка, оплата коммунальных услуг, ремонт мебели или каких либо приборов, ремонт одежды, всегда старайтесь привлекать к ним своего ребенка, давайте ему посильную работу, а лучше делайте вместе с ним. Главное, не просите его помочь вам, так как это и его дом тоже, необходимо  объяснить ребенку, что дом это ответственность каждого члена семьи. Начните с малого, к примеру предложите вместе помыть пол, вместе выжать тряпку, покажите как правильно убирать крошки со стола и как стирать носки, или помыть посуду, если есть вероятность что он может ее разбить возьмите пластмассовую. Чем более опытен становится ребенок, тем сложнее задания. Не разделяйте бытовые домашние хлопоты на мужские и женские, ведь вы не знаете, что будет во взрослой жизни.

Ручной труд. Есть много направлений ручного труда, как для мальчиков, так и для девочек и только попробовав несколько, вы сможете понять, какой нравится вашему ребенку. Выбрав свое направление, будь это: вязание, оригами, бисероплетение, конструирование, моделирование, рисование, лепка, поделки, вышивка,  и т.д., вы будете видеть результат. Может ваш ребенок уже чем - то увлекается, но вы не принимаете в этом участие, пусть он научит вас, или он очень хочет, но не может научиться сам. Уделяя его хобби полчаса в день, вы сможете окунуться в его мир, стать ближе к своему ребенку.

Обогащение знаний. Как часто ваш ребенок задает вам вопросы? Вопросы о разных вещах, которые с виду простые: «Почему трава зеленая?», «Какое животное самое крупное?», «Как делается сметана?», «Почему нужно чистить зубы?» и так далее. Развитие любопытства это первый шаг к самостоятельности. Любопытство подталкивает нас к учению. Чтобы вырастить сознательного гражданина, наша задача как взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка задавать  вопросы, а потом искать на них ответы. В этом могут помочь различного рода познавательные передачи и фильмы: «Галилео», «В мире животных», «Глазам не верю», «В мире мифов и заблуждений», «Интересно». А так же книги, энциклопедии. Главное, это просмотр и чтение совместно с ребенком, так как если это не заинтересовало вас, то мало вероятно что заинтересуется и ребенок. В начале, задавать вопросы будете вы, послушайте, что на них ответит ваш ребенок, а потом вместе с ним найдите ответ. После прочтения или просмотра обсудите с ним все ли понятно, и как он понял ответ, может у него появились новые вопросы.

Полчаса или час, должно быть то время, когда вы рядом с ребенком, потому, что вам это интересно. Да иногда это сложно, но если делать это регулярно, то вы почувствуете, как сами ждете этого момента, момента, кода ребенок открывает для вас свой мир.

Ведя дневник, вы сможете видеть динамику в общении, в развитии познавательных процессов, речи. Обозначьте для себя чем вы будете заниматься в какой день. В приложении приведены примеры игр. Если у вас есть вопросы или вам нужна помощь в составлении ежедневного дневника родителя, запишитесь на консультацию.

Дневник для родителей

День недели

Домашнее задание

Результат

Понедельник

Словесные игры или просмотр познавательных передач и их обсуждение – развиваем речь

Вторник

Настольные игры

Среда

Душевный разговор, разговор о прошедшем дне, выражение эмоций

Четверг

Ручной труд или занятие  хобби (совместное изготовление поделки, рисунка, и т.д.)

Пятница

Активные игры, прогулка, спортивные упражнения, танцы, караоке

Суббота

«Генеральная уборка» - помыть пол, посуду, или вытереть пыль и т.д.

Воскресенье

Приготовить совместный завтрак

 (или обед, или ужин)

Примеры игр

Словесные игры.

«Элиас»
Это весёлая настольная игра, где нужно объяснять слова. Можно издавать подходящие звуки, объяснять с помощью синонимов и изобретать невероятные ассоциации.
«Активити»
Слово или словосочетание нужно объяснить одним из трёх способов: можно объяснить другими словами, можно показать пантомимой, можно нарисовать. Игра идёт на время: чем больше слов сможет успешно показать-объяснить-нарисовать игрок, и чем больше слов будет угадано, тем больше очков будет получено.

«Снежный ком»
Первый называет одно слово, скажем, «ДОМ».
Второй добавляет своё слово к нему: «ВЫСОКИЙ ДОМ»
Третий снова добавляет подробностей: «КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ»
Предлоги можно для простоты не считать за отдельные слова.
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С ТРУБОЙ»
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ ТРУБОЙ»
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ КИРПИЧНОЙ ТРУБОЙ»
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ КИРПИЧНОЙ ТРУБОЙ НА КРЫШЕ»
«Ассоциации».
Ассоциации по контрасту
Инструкция. Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.
1. Высокий/низкий.
2. Далёкий/близкий.
3. Толстый/тонкий (худой).
4. Сладкий/кислый.
5. Злой/добрый.
6. Слабый/сильный.
7. Хороший/плохой.
8. Сырой/варёный.
9. Длинный/короткий.
10. Чёрный/белый.
11. Тонуть/выплывать.
12. Кричать/молчать.
13. Бросать/ловить.
Ассоциации по сходству
Инструкция. Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.
1. Арбуз/мяч.
2. Голова/шар.
3. Груша/треугольник.
4. Солнце/одуванчик.
5. Горбы верблюда/горы.
6. Заснеженное поле/белое покрывало.
7. Фонтан/дождь.
8. Ботинки/ноги.
9. Замёрзшая река/зеркало.
10. Лужа/океан.
11. Цветущий луг/ковёр.
12. Небо/голубая чаша.
13. Пушинки одуванчика/вертолёт.
Ассоциации по смежности в пространстве/времени
1. Зима/снегопад.
2. Осень/листопад.
3. Весна/цветение первоцветов (подснежников).
Здесь можно искать как отдельные слова, так и цепочки слов. На одном из занятий по ориентировке во времени подготовишки получили задание назвать как можно больше «зимних» слов – ассоциаций к слову «зима». Список получился внушительный.
Задачу усложняем соблюдением условия: называть то, что бывает только зимой.
Ассоциации причины – следствия.
1. День/светло.
2. Дождь/лужи.
3. Вода/мокрый.
4. Микробы/болезнь.
5. Солнце/капель.
6. Капель/весна.
7. Физкультура/здоровье.
8. Солнце/свет, тепло, жизнь, загар.
Это основные виды ассоциаций. Дополнительно к ассоциациям можно отнести:
1. Обобщение: одуванчик/цветы, табуретка/мебель, простыня/постельное бельё, торшер/электроприборы, корова/домашние животные, яблоко/фрукты, морковка/овощи, банка/посуда.
2. Подчинение: цветы/астры, мебель/лавка, посуда/тарелка, головные уборы/панама, животные/обезьяна, игрушки/самокат, транспорт/телега.
3. Дополнение: тетрадь/ручка, палитра/краски, парта/ученик, суп/ложка, огород/ картошка, мать/ребёнок.
«Данетки».
Разновидность игры в загадки. В классическом варианте водящий описывает странную ситуацию, а угадывающие должны, задавая уточняющие вопросы, выяснить её. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения» или «не корректно»).
Существуют и другие варианты: например, загадывают класс объектов или персонажа; в спортивной версии игры играют на очки — игроки их получают за вопросы, которые быстрее всего наталкивают их на разгадку. К данеткам близки поисковые игры с сюжетом «тепло-холодно». «Игра в слова»
«Сумка».
Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко. Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу.
«Экивоки».
Это игра на фантазию, ассоциации и объяснение слов и фраз разными способами. За них даются очки, фишка вашей команды продвигается к финишу. Чем лучше объясняете, тем больше шансов на победу, но у каждого всего одна минута. Каким способом вам придётся объяснять, определяет кубик, вот шесть его граней:
- Прочитать слово задом наперёд и ждать, пока кто-то отгадает,
- Объяснить другими словами, но без однокоренных,
- Нарисовать,
- Вылепить из пластилина,
- Объяснить жестами без слов.
«Эрудит».
Нестареющая советская игра, которая производится всё на том же заводе. Если вы любите тихие спокойные вечера и хотите придумывать слова — очень подойдёт.

Настольные игры.
«Имаджинариум».
Игроки выкладывают карточки и называют ассоциации, а вы стараетесь угадать, о какой именно картинке идёт речь. Когда ход доходит до вас, уже вы загадываете картинку, а остальные угадывают.
«Башня».
В настольной игра «Башня» (известной также как  «Падающая Башня», «Городок»,  «Дженга») из ровных деревянных брусков строится башня (каждый новый «этаж» делается с чередованием направления укладки), а затем игроки начинают аккуратно вытаскивать по одному бруску и ставить его на верх башни. Побеждает тот, кто последним достанет брусок и не обрушит башню.
Шахматы.
Игра для двоих. Один игрок (Белые) использует фигуры белого цвета, а второй игрок (Черные) обычно играет фигурами черного цвета. Доска разделена на 64 маленьких черных и белых квадратика (поля).
Шашки.
Игра ведется двумя лицами на шашечной доске, разбитой на 64 квадрата, окрашенных в белый и черный цвета, 12-ью шашками белыми, принадлежащими одному игроку, и 12-ью шашками черными, принадлежащими другому игроку.
Домино.
Играют от двух до четырех человек. Для двух сдают по семь камней, для трех или четырех - по пять. Остальные размещаются в закрытом резерве ("базаре"). Начинает игрок, у которого на руках находится "дубль шесть" (6-6).
«Бродилки».
Различного рода игры с фишками и кубиком. Выиграет тот, кто первый дойдет до финиша.

С использованием материалов с сайта https://teacher-kms.blogspot.com


Список литературы коррекционно-развивающей направленности

Сенсорное и сенсомоторное развитие

1.Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.. – М., 2001.

2.Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003.

3.Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003.

4.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007.

5.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002

6.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009

7.Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2003. Ч.2: Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2003.

Пространственно-временные отношения

  • Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007).
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007.
  • Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном»  Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина).

Умственное развитие

  • Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995
  • Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
  • Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006
  • Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007 

Нормализация ведущей деятельности

  • Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3¬ –  4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития  школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992

Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи

  • Л.Н. Ефименкова Коррекция  устной  и  письменной  речи – М., 2001г.
  • Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
  • Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи–  М.,  2005

Готовность к восприятию учебного материала,  формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:

1.Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004.

2.Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

3.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.

4.Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.

5.Волкова И.Н. , Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.

6.Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.

7.Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

8.Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

9.Тригер Р.Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: 2 класс – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004. 

10.Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.

11.Шевченко С.Г., Капустина Г.. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

12.Шевченко С.Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.


Список литературы по нарушениям развития

Задержка психического развития

  • Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. –  М., 1982.
  • Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
  • Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999.
  • Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. 
  • Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001.
  • Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993.
  • Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004.
  • Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007.
  •  Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009.
  • Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2000.
  • Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006.
  • Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006.

Аутизм

  • Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006.
  • Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию
  • Питерс Т., Гилберт К.,  Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005.
  • Никольская О. С.,. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005.
  • Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005.
  • Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Вдадос», 2007.

М: «Владос», 2002 г.

Интеллектуальные нарушения

  • Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.
  • Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007.
  • Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004.
  • Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007.

Нарушение зрения

  • Фомичева Л.В., Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения С-Пб: «Каро», 2007.
  • Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: М: «Линка-Пресс», 2009.
  • Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной М: 2004.
  • Дети с амблиопией и косоглазием/ Под ред. Никулиной СПб., 1991.
  • Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах/Под ред. Л.И. Плаксиной, Калуга, 1998

Нарушение слуха

  • Назарова Л.П., Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха
  • Михаленкова И. А., Анисимова Н. В., Мирошниченко Н. В., Дроздовская К.В.
  • Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха С-Пб «КАРО», 2006.
  • Королевская Т.К. , Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей Владос, 2005.
  •  Всегда вместе: Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. Леонгард Э.И. М:Агенство Образовательного Сотрудничества 2009.
  • Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети М: «Советский спорт», 2004.
  • Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида М: «Владос»,  2003 
  • Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991
  • Тигранова Л.И. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы: Рабочая тетрадь по развитию логического мышления для 1 (1-6) классов специальных образовательных учреждений № 1-6. М: «Просвещение», 2006

М: «Владос», 2001.

ДЦП

  • Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата М: «Владос», 2004 .
  • Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Детский церебральный паралич Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата М: «Академия», 2001.

​​ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ