Экспертная деятельность педагогов

Всероссийская олимпиада школьников в 2015-2016 учебном году

Эксперт — специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

Экспе́рт (от лат. expertus — опытный)— специалист, приглашаемый для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми.

Где именно педагог может выполнять роль эксперта?

Эксперт необходим на следующих мероприятиях:

- экспертиза работ учащихся на ГИА;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, фестивали и т.д.;

- конкурсы работ учащихся, предметных олимпиад, конференций исследовательских работ и т.д;

- аттестационные комиссии;

- экспертные комиссии, проводящие экспертизу учебных программ, учебных пособий;

- экспертные комиссии при аккредитации и лицензировании ОУ;

Какими качествами должен обладать педагог, чтобы стать экспертом?

Такими качествами должны быть:

- высокая профессиональная квалификация в вопросах, по которым будет проводиться экспертиза;

- широкий общий профессиональный кругозор;

- приятие критериев экспертизы, четкое следование процедуре экспертной деятельности;

- объективность;

- коммуникабельность;

- высокая культура общения;

- умение аргументировано отстаивать свою позицию;

- умение разрешать конфликтные ситуации.

В чем сущность экспертной деятельности педагога?

Экспертиза – это оценка материалов в соответствии с определенными заранее критериями оценки. Эти критерии разрабатываются самими экспертами перед экспертизой или предлагаются им уже готовыми.

Критерии оценки экзаменационных работ разрабатываются ФИПИ и предлагаются экспертам. Что касается экспертизы конкурсных работ, то она проводится несколько иначе. Уже определенные критерии оценки не обсуждаются и принимаются как данность. Представляется или разрабатывается и шкала оценок (обычно в баллах) критериев.

Эксперт оценивает материал (экзаменационные работы, конкурсные работы, статьи, ЦОРы или ЭОРы и т.д) в соответствии с определенными критериями и их разбалловкой и выставляет общий балл за материал.

Один материал оценивается не менее чем тремя экспертами (для объективности экспертной оценки), и по результатам их экспертной оценки выставляется итоговый балл за конкурсную работу.

Какой именно балл будет выставлен, зависит от уровня профессионализма эксперта.

После проведения экспертизы экспертом пишется экспертное заключение или рецензия – особый документ, отражающий качество материала по отношению к критериям экспертной оценки.

Если вы решаетесь стать экспертом, то принимаете все условия реализации этой деятельности:

- объективность оценки,

- беспристрастность,

- глубокое понимание критериев оценки и их приятие.

Что дает самому педагогу экспертная работа?

1. Четкое понимание целей и задач любой деятельности.

2. Качественное и количественное отражение деятельности и ее результатов в предложенном материале.

3. Представление о качестве подготовки своего потенциального материала к различным конкурсным мероприятиям.

4. Точное понимание требований к методической, дидактической, научной подготовке самого учителя.

Поэтому, на наш взгляд, экспертная работа – отличная школа для педагога. Это не только показатель его профессионального роста, но и показатель уровня его профессионального развития и мышления.

Сама экспертная деятельность не дает останавливаться на месте, постоянно нацеливает педагога на дальнейшее развитие и совершенствование, развитию коммуникации в профессиональной среде и взаимодействию в команде, расширяет круг профессионального общения и взаимодействия. С самого начала надо очень четко понимать, что экспертная деятельность– это деятельность особого рода. Она требует не только профессионализма, но и особой ответственности, объективности и подготовки педагога.