Психолог - родителям

Способы установления благополучных детско–родительских отношений

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. Сочетание внимательного, заботливого отношения к своему ребенку без излишней навязчивости и стремления «залезть в душу», c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  1. Принимать активное участие в жизни семьи;
  2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  6. Уважать право ребенка на собственное мнение;
  7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  8. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Как известно, все великие истины могут быть выражены очень кратко, несколькими словами. Хочется, чтобы настоящие и будущие родители поняли великую силу любви чистой, искренней, очищающей.
Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна — большую роль играет самовоспитание и генетический багаж жизненного опыта, полученный при рождении от родителей (все люди рождаются уже с присущими им чертами характера), а также внесемейное воспитание, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.



Как помочь ребенку успешно сдать экзамены

1. Поверьте в своего ребенка.

2. Замечайте его успехи, не скупитесь на похвалу.

3. Не транслируйте ребенку свои страхи и тревожные предчувствия: ребенок, каким бы взрослым он ни казался, тонко чувствует эмоции родителей и не умеет от них полностью защищаться. Тревога, внешнее принуждение и негативные пророчества навредят ученику и не станут мотивирующими факторами. Вы увеличиваете стресс ребенка, когда тревожитесь сами.

4. Спокойно разговаривайте с ребенком об экзаменах, выслушивайте его опасения и предлагайте решения, не поучайте.

5. Делитесь опытом преодоления трудностей, рассказывайте о том, как вы справляетесь со сложными для вас ситуациями.

6. Помогите ребенку найти зону твердых знаний по предмету, если вас беспокоит его уровень знаний. Для этого есть способ «5 страниц»: откройте учебник по предмету на той странице, где ребенок (класс) занимался месяц назад, и попросите его выполнить задания. Ребенок должен выполнить как минимум половину заданий на странице самостоятельно. Если он не справился, пролистайте еще 5 страниц назад и снова проверьте его знания. Листайте учебник назад до тех пор, пока не увидите твердые знания ребенка, – даже если страница, задания на которой он смог выполнить, в учебнике за прошлые годы. Именно с этой страницы и можно начинать корректирующие занятия. Для них не обязателен репетитор: надо решать 5–10 заданий ежедневно, начав с тех, которые находятся в зоне твердых знаний.

7. Добивайтесь от ребенка ясного и развернутого изложения мысли. Если вы хотите, чтобы он умел четко излагать свои мысли, не понимайте его «с полуслова», переспрашивайте, задавайте вспомогательные вопросы. Например, в рассказе о каком-либо событии должны быть названы главные действующие лица, последовательность и цель их действий, условия этих действий, результат, отношение рассказчика к событию.

8. Помогите ребенку составить планы и схемы, которые обобщат учебный материал.

9. Попросите ребенка сформулировать тремя предложениями основной смысл изученного на любом отдельном уроке (например, на сегодняшнем уроке биологии). Хорошо, если этот прием станет привычкой.


СЕМЬ НЕНУЖНЫХ ПРИВЫЧЕК, КОТОРЫМ МЫ НЕОСОЗНАННО УЧИМ ДЕТЕЙ


Родитель – это первый и главный учитель в жизни ребенка, а также его ролевая модель. Наши дети учатся у нас, как справляться с жизненными неурядицами, делать правильный выбор, взаимодействовать с другими людьми и быть ответственными за свои поступки. Никто не идеален, поэтому сделать шаг назад и посмотреть, какой пример ты подаешь своему ребенку – это хорошая идея. Проверьте себя по нижеследующему списку вредных привычек, это может стать сигналом для того, чтобы внести изменения в свою жизнь.

1. Быть слишком самокритичными. Высокая самооценка начинается с родителей, которые своим примером показывают, что важно ценить себя таким, какой ты есть. Вместо того чтобы в очередной раз указывать на свои огрехи, лучше посмотреть на себя в зеркало и похвалить себя таким образом, чтобы дети это слышали и акцентировали на этом свое внимание, проецируя ваше поведение на свое собственное. В следующий раз поделитесь с детьми своей победой в чем-то, а не неудачей. Поощряйте их поступать таким же образом.

2. Быть слишком привязанным к электронике. Дети не должны видеть родителей, приклеенных к смартфонам, телевизорам и социальным сетям, только если это не является работой. Когда вы рядом с детьми, важно приложить усилие и отложить гаджеты в сторону, сосредотачиваясь на человеческом общении. Вместо наблюдения за новостными сводками лучше поиграть всей семьей на свежем воздухе или в настольные игры, совместно погулять или почитать, научить ребенка тому, что умеете делать сами.

3. Сплетничать о членах семьи и друзьях. Сплетни – это одна из тех привычек, которые легко появляются, но от которых сложно избавиться. И это определенно плохой пример для детей. Вместо сплетен после посещения родственников или друзей желательно сфокусироваться на том, какими интересными были общение или предложенные развлечения, похвалить убранство их дома, предложенные угощения и т.д.

4. Неуважительно относиться к супругу.Грубости и оскорбления в общении между супругами недопустимы. Проявляя неуважение в семье, даже в форме шутки, можно привить ребенку, быть может, самую плохую привычку в отношениях и неосознанно заставить их копировать такую манеру общения. Заметить эту привычку в детях можно во время их игр или, в случае подростков, во время завязывания их первых отношений. Но в это время будет уже поздно что-то исправить. Обращаться с супругом желательно так, как хотелось бы, чтобы дети потом общались в своих будущих семьях.

5. Невнимательное вождение. Нельзя отвлекаться, нужно помнить, что дети – самое дорогое, что есть в жизни. Набирание сообщений, попытки перекусить, крики на других водителей – вот те вредные привычки, которые могут быть опасны и для вас, и для детей. Если нужно отправить сообщение или съесть завтрак, необходимо съехать на обочину и сделать это спокойно, не подвергая никого опасности.

6. Нездоровое питание. Вы едите в состоянии стресса или когда грустно? Вы не едите салат во время основного приема пищи? Скорее всего, эти привычки передадутся и детям. Семейные пищевые привычки практически неизменны и сопровождают нас всю нашу жизнь, поэтому очень важно поощрять детей есть не спеша, привлекать их к походам за магазином и готовке еды. Для блага своих детей и общего здоровья полезно знать, как и что вы едите.

7. Игнорирование фитнеса. Физическая активность и здоровое питание идут рука об руку, и если ваши дети видят, что забота о своем теле важна для вас, они будут вдохновлены этим и станут поступать так же. Важно стать примером для детей в области тренировок, дать им возможность выбрать вид спорта по душе и сделать так, чтобы они воспринимали физическую активность весельем, а не обязанностью. Одно дело – сказать детям, что нужно играть на свежем воздухе, и другое – пойти с ними и вместе погонять мяч во дворе или полчаса покрутить обручи. Даже несколько минут фитнеса принесут очень много здоровья и вам, и вашим детям.


рекомендации родителям от школьного психолога